philosophinia (philosophinia) wrote,
philosophinia
philosophinia

Categories:

Герменевтика искусства

17 октября состоялось открытие цикла "Герменевтика искусства" в рамках "Интеллектуальных сред". В качестве площадки для нового формата, вобравшего в себя опыт предыдущих форматов по осмыслению искусства (Литературная гостиная, Философия литературы, Киноклуб), было выбрано новое волгоградское кафе "Круг", концепция которого - оплата проведенного в нем времени, чай и печеньки в подарок. Просторное, не перегруженное, и в то же время уютное пространство, атмосфера дружеского чаепития хорошо сочетались с задачами практикума. 

Мы анализировали картину, имеющую отношение к т.н. "суровому стилю" в живописи - "Северную песню" В. Е. Попкова.

1


Ведущий - доктор философских наук, профессор А. И. Макаров - кратко рассказал об основных искусствоведческих понятиях, необходимых для понимания произведений искусства: композиция, цвет и рисунок, техника, визуальный центр. Группа была в добровольном порядке поделена на две части - интерпретаторы картины и аналитики - те, кто во второй части занятия интерпретировал интерпретаторов. Работа началась с поиска т.н. визуального центра - то есть, любого места в картине, которое вызывало бы у зрителя интеллектуально-эмоциональный отклик. К нему задавался вопрос: В чем смысл этого фрагмента, о чем он говорит зрителю? 

2012-10-17 18.55.14   
В ходе работы выяснилось, что люди не только по-разному понимают картину, но даже по-разному ее видят. К примеру, возникли вопросы о том, два, три или четыре мужчины нарисовано на полотне, поют ли пожилые женщины, и есть ли улыбка на лице стоящей женщины. Зашел спор о сюжете: на каком основании появилась версия о том, что молодые люди справа - студенты, приехавшие в деревню собирать фольклор? 
Ведущий пытался выяснить, что именно в картине натолкнуло участников на ту или иную интерпретацию и какими выразительными средствами, использованными художником, это достигалось (поза изображенных людей, использование различных цветов). Любопытно, что многие пришедшие, до этого никогда не занимавшиеся герменевтикой, не только натолкнулись на ряд привычных для этих практик проблем (соотношении части и целого, различных пресуппозиций, лежащих в основе интерпретаций, доверия/недоверия, различных контекстов), но и в точности повторили несколько интерпретаций профессиональных искусствоведов, писавших о картине Попкова. 

2012-10-17 18.54.48   2012-10-17 18.56.24


Во второй части занятия группа аналитиков, все время тщательно наблюдавшая за происходящим, поделилась мыслями о том, как же люди мыслят об искусстве. Среди предложенных версий - цельно (часть интерпретируется исходя из понимания целого), проективно (люди проецируют свои эмоции и мысли на картину), принудительно (анализировать искусство - процедура далеко не естественная), по аналогии (люди, как правило, ищут сходство между деталями и собственным опытом), ассоциативно, гендерно (подразумевая различия между мужским и женским), эмоционально (вопрос о том, как это - мыслить эмоционально - остался открытым).

"Интеллектуальные среды" благодарят всех пришедших и активно участвовавших, а также кафе "Круг" за помощь в организации мероприятия.
Tags: интеллектуальные среды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments